В древнегреческой философии есть слово, описывающее состояние ума, в котором, несмотря на трудности и стрессы, мы остаёмся всегда психически невозмутимыми и спокойными. И слово это Атараксия.
Слово «атараксия» происходит от древних греков и буквально переводится как «невозмутимый» или «не беспокоющийся».
Исторически Эпикурейцы, а затем и стоики считали состояние атараксии, состоянием душевного спокойствия или конечной целью саморазвития.
И если эпикурейцы подразумевали под этим словом вершину удовольствия – жизнь, свободную от боли и страха, то стоики рассматривали её как продукт добродетели, побочный продукт жизни в соответствии с природой и разумом. У греков это также считалось идеальным психическим состоянием воина перед боем.
В конечном счёте, атараксия и думаю многие со мной согласятся, заключается в том, чтобы найти гармонию в том, как мы думаем и действуем, и позволить этой гармонии сделать нас устойчивыми к стрессу.
Важно помнить, что речь идёт не о том, чтобы быть бесчувственным или безразличным. Речь об обретении состояния спокойствия и принятия, которое приходит в результате обучения устойчивости к драме и хаосу жизни и окружающему миру.
История и происхождение атараксии
Атараксия была впервые представлена философом Эпикуром. Однако эпикурейцы и стоики смотрели на этот принцип по-разному.
🔹 Стоическая атараксия:
Стоики считали, что конечная цель жизни — добродетель, проявление мужества, мудрость, справедливость и умеренность во всём, что мы делаем.
Они также верили в то, что нужно жить в согласии с природой и учиться принимать мир вокруг нас таким, какой он есть, а не страдать, сопротивляясь миру и событиям вокруг нас, если всё идёт не по плану.
Ведя добродетельную жизнь и живя в согласии с природой, мы естественным образом развиваем свой характер до такой степени, что обретаем власть над своими импульсами, желаниями и страстями.
О стоическом мышлении Марк Аврелий писал:
«Наша разумная природа свободно движется вперед в своих впечатлениях, когда:
✔️ Не приемлет ничего ложного или неопределенного;
✔️ Направляет свои порывы только на действия ради общего блага;
✔️ Ограничивает свои желания и антипатии только тем, что в его силах;
✔️ Охватывает всё, что ему назначено природой».
— Марк Аврелий, «Размышления 8.7»
🔹 Эпикурейская атараксия
В отличие от стоиков, которые считали атараксию побочным продуктом добродетельной жизни, эпикурейцы считали атараксию конечной целью жизни.
В философии Эпикура атараксия является основным составляющим пути к удовольствию. Это удовольствие можно разделить на две категории: физическое и ментальное.
Для Эпикура физическое удовольствие мимолетно и кратковременно и существует только здесь и сейчас.
Ментальное же может существовать в прошлом, настоящем и будущем, что делает его более важным из двух.
Говорят, что, когда человек был свободен от психического дискомфорта, он находился в состоянии атараксии.
Эпикурейцы считали атараксию основным компонентом человеческого счастья, но, в отличие от стоиков, они менее конкретны в том, как этого достичь.
Сравнение с похожими концепциями:
У Атараксии также есть родственники в других философских и религиозных традициях.
- В буддизме есть концепция под названием «Упеккха», которую часто переводят как невозмутимость, которая заключается в поддержании уравновешенного ума в различных ситуациях.
- Ещё есть индуистская идея «Сантоши» — чувство удовлетворения, которое приходит изнутри, независимо от внешних обстоятельств.
- И есть «Безмятежность», концепция, центральная для многих христианских молитв и медитаций, стремящаяся к миру через веру и подчинение.
Роль атараксии в развитии личности
Думайте об атараксии как о фундаменте здания.
Когда у вас есть этот внутренний мир, это похоже на бетонное основание, на котором можно строить, всё, что угодно.
Завтра я вам расскажу, как вы можете достичь состояния Атараксии, а для это не забудьте подписаться на мой канал.