Умение сомневаться — это совсем неплохое качество человека. Благодаря сомнению учёных, например, развивается наука.
Сомневающийся человек может допустить меньше ошибок, чем самоуверенный и решительный. «Семь раз отмерь — один раз отрежь!«— гласит русская пословица. Но все хорошо в меру. «Много выбирать — женатым не бывать«.
И чрезмерная нерешительность может привести к тому же результату, что и излишняя поспешность. Когда возникает затруднение, мы пытаемся как можно скорее его устранить. Состояние психического напряжения при этом заставляет нас почти без анализа препятствий переходить к их преодолению, ведь выбрав решение, мы как бы сразу уменьшаем это напряжение, еще не будучи уверенными, эффективен ли путь.
Поэтому способность сомневаться — важное качество предпринимателя, требующее определенной силы характера.
Почти все сомнения в мире рождаются от недостатка информации. Если появились сомнения — значит, для Вас что-то неясно. Отложите дело под любым предлогом и займитесь поиском ответов на мучающие Вас вопросы.
«Не заламывай рябинку не вызревши, не бери девку не вызнавши», —учит в таких случаях народная мудрость. Аналогия вполне оправданная, так как выбрать партнера по бизнесу — все равно, что жениться.
«Выбирай не невесту, а сваху», — советует русский народ. И действительно, необходимы надежные источники информации.
Если у Вас есть специальная информационно — справочная служба, это значительно упростит проблему. Ну а если Вы — начинающий предприниматель, придется обратиться к специальным агентствам, занимающимся сбором и анализом интересующей Вас информации.
Однако прежде чем приступить к поискам, необходимо определить достаточно ясно для себя самого, в чем заключается проблема и чем она вызвана. Следует очертить границы поиска по срокам и стоимости. Иногда существующей информации недостаточно и требуется проведение специального исследования.
Типовые программы подготовки менеджеров советуют определять потребность в исследовании в зависимости от наличия в Вашей проблемной ситуации таких обстоятельств, когда следует:
- подкрепить договоренность о сотрудничестве «объективной» информацией — для того, чтобы убедить себя и других;
- заменить руководство фирмой;
- дать оценку новых идей или предполагаемой ситуации, провести проверку нововведений;
- достать информацию специально для нужд персонала фирмы;
- в политических или конфликтных целях получить независимую информацию;
- «спровоцировать» более широкую дискуссию в обществе (например, для подготовки массового сознания к нововведениям или в целях рекламы фирмы).
Конечно, этим перечнем причины дополнительных поисковых исследований не исчерпываются. Жизнь гораздо богаче любой теории.
Чем же определяется правильность решения?
Только его результатом. Человек, принимающий решение, не может слепо ждать результатов, он обязан рассмотреть возможные последствия своего поступка.
Когда последствия очевидны, выбор не составляет особого труда. Однако очень часто итоги оказываются лишь вероятными. В этом случае важно выбрать оптимальное решение. Этот выбор всегда рискован, но риск можно рассчитать. Следует использовать закон минимального сожаления: «О чем из того, что не было сделано, я пожалел бы больше всего?»
Разумный человек, решая проблему, должен рассмотреть как можно больше возможных последствий своих действий и просчитать их вероятность.
Когда же у Вас есть все необходимые для принятия решения факты, — действуйте немедленно! Отбросьте все сомнения! Впрочем, они исчезнут сами. «Не начавши — думай, а начавши — делай!» — учит русская пословица.
Итак, алгоритм поведения в ситуации, «когда сомневаешься»: отложи дело; попытайся понять, чем конкретно вызвано затруднение; собери необходимые факты; оцени последствия возможных решений и действуй.