Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.
Уверен, что немногие из вас слышали об эффекте Зейгарник, однако почти все, наверняка испытали его лично. Например, лежа в кровати и размышляя о незавершённых дневных делах, или когда не могли избавиться от надоедливой мелодии, которую напевали ранее днём. Всё это и есть эффект Зейгарник или склонность помнить незавершенные дела лучше выполненных.
Эффект назван в честь советского психолога Блюмы Зейгарник, которая однажды сидя в кафе заметила странную, как её показалось вещь, официант, который принимал у неё и её спутников заказ, не пользовался блокнотом, а хранил всю информацию в голове. И вроде бы, что в этом странного, у многих людей хорошая память. Однако вернувшись чуть позже в кафе, Зейгарник обнаружила, что официант не только не помнит, что она заказывала, но и кто она вообще такая.
Заинтересовавшись данным феноменом Зейгарник решила провести исследования. Она давала группе детей и взрослых несколько простых задач, таких как надевание бусинок на нитку, составление пазлов или решение математических задач, и после этих действий и часового перерыва на отдых, она просила участников описать, чем они занимались часом ранее.
Подвох был лишь в том, что только половине из испытуемых давали закончить задание.
В итоге Зейгарник обнаружила эффект, наблюдаемый ею в том самом кафе: испытуемые, которым не удалось закончить задание, в два раза чаще вспоминали, чем они занимались и какие задачи решали, в отличие от тех, кому удалось закончить задание.
Что же это за эффект?
Сама Зейгарник объяснила это явление проявлением «психического напряжения». Современные психологи считают, что всё дело в том, как наш мозг обрабатывает информацию.
«После того как информация воспринята, она часто сохраняется в сенсорной памяти на очень короткий промежуток времени. Когда мы вновь обращаемся к этой информацию, она перемещается в кратковременную память. Если этих обращения происходят чаще информация может перейти в долговременную память».
Как это можно использовать?
Эффект Зейгарник может быть особенно полезен при обучении. Планирование тактических перерывов в процессе обучения может помочь вам лучше запоминать информацию:
«Многие студенты предпочитают зубрить предмет прямо перед сдачей экзаменами, считая, что так их воспоминания будут максимально свежи. Однако эффект Зейгарник говорит, что, возможно, лучше разбить время обучения на более мелкие сеансы, растянутые на более длительный период».
Так же не стоит забывать о психологической сторонне эффекта Зергарник — незавершенные задачи будут «мелькать» в вашей голове до тех пор, пока не будут завершены, и в какой-то момент вы начнёте понимать, что каждое новое начинание, если оно будет предпринято до того, как предыдущее будет завершено, будет усиливать вам умственный стресс.