Подсчитано, что количество информации, доступной в интернете, увеличивается примерно на 40% каждый год. Быстрый доступ к знаниям, оцифровка книг, методичек и других источников информации, разрыв между реальностью и виртуальным миром — всё это делает традиционные модели образования всё более неработоспособными.
В новую, цифровую эпоху нужен иной подход к обучению — и возможно имя ему коннективизм.
Впервые слышите этот термин? Понимаю, сам узнал о нём совсем недавно и спешу поделиться вновь обретёнными знаниями с вами.
К делу!
Исследователь Марк Пренски назвал нынешнее молодое поколение «цифровыми аборигенами». Ведь нас повсюду окружают цифровые устройства, мы работаем сидя за компьютерами и с телефонами в руках, а чтобы отдохнуть, мы снова садимся за компьютеры и берём в руки телефоны.
Это влияет не только на наш уровень концентрации внимания и самочувствие, но и непосредственно на работу нашего мозга.
У людей, постоянно глядящих в экран, происходит «отключение» префронтальной коры — области мозга, отвечающей за эмпатию и альтруизм.
Последствия такого состояния — это не только проблемы с общением и пониманием чувств, но и — с интересом ко всему, что нас лично не касается.
Другой специалист, нейробиолог Гэри Смолл, часто говорит о «гипертекстовых разумах».
Интернет — пользователи, постоянно скачущие по ссылкам, хаотично просматривающие сменяющие друг друга страницы, перестают мыслить линейно и начинают мыслить многопоточно.
При этом они часто не могут использовать тот огромный объём знаний, которым их засыпают, так как не могут взглянуть на проблему в более широкой перспективе, и не способны к более глубокому мышлению, так как испытывают трудности с анализом и интерпретацией потребляемой информации.
Что такое коннективизм?
Коннективизм считает технологии главным фактором в процессе обучения. Более того данная теория продвигает идею о том, что обучение может успешно происходить через цифровые каналы, включая социальные сети, форумы, видео и блоги.
Название этой концепции происходит от английского «connect», а её создателями являются канадские учёные — Джордж Сименс и Стивен Даунс. По их мнению, коннективизм начинается, когда человек обращается к цифровым технологиям для решения проблемы. Это может включать в себя такие действия, как поиск ответа через поисковик, отправка текстового сообщения другу с вопросом или поиск актуального контента в социальных сетях.
Девиз коннективизма: «Подключайся, чтобы учиться».
Данная теория исходит из того, что важнее традиционных знаний (знать что) и даже их практического использования (знать как) является способность знать где. Человек в век цифровых технологий должен, прежде всего, умело ориентироваться в информации. Создатели коннективизма метафорически определяют процесс обучения как «выстраивание связей» между ресурсами знаний.
Принципы связанного обучения
Коннективизм руководствуется трёхмерным принципом: «что угодно, когда угодно, где угодно» — учись, чему хочешь, когда хочешь и где хочешь. Каждый из нас имеет право самостоятельно определиться с условиями и окружением, а также с тем, чему именно он хочет научиться.
✅ Учитесь для себя
Определившись с тематикой, наступает время выбрать оптимальную технику. Согласно положениям коннективизма, обучение индивидуально и должно быть максимально персонализированным. Не стоит зубрить или писать конспекты. Эффективность обучения выше, когда мы пытаемся решить существующую проблему на практике.
✅ Подключайтесь — ключевое слово
В модели коннективного обучения информация не хранится внутри нас, она хранится на внешних носителях.
Однако
В связи с большим количеством и разнокачественностью источников важно уметь эффективно ориентироваться среди ресурсов с информацией, а это значит, что необходимо совершенствовать навыки не только поиска, но и восприятия взаимосвязей между фактами или идеями. Критическое и творческое мышление лежит в основе создания вышеупомянутых связей и узлов.
✅ Ищите помощника, а не эксперта
Традиционная система образования приучила нас к тому, что учитель – это эксперт или источник, из которого можно черпать знания. Коннективизм использует другой подход. Учитель должен быть помощником, который поможет вам найти свой собственный путь образования. Его важная роль заключается в том, чтобы мотивировать вас на развитие.