Что такое невербальное общение? Из чего оно состоит? Правда ли, что от него зависит то, как мы будем выглядеть в глазах нашего собеседника?
Невербальная коммуникация — это передача информации неязыковыми средствами, то есть не словами.
Психолог Альберт Меграбян обнаружил, что 93% информации, которую мы передаём во время разговора, исходит от невербальных источников, и только 7%, мы передаём с помощью слов. Антрополог Рэй Бердвистелл, в свою очередь утверждает, что соотношение немного иное, примерно 35% (вербально) на 65% (невербально), что тоже впечатляет.
Можно ли исключить невербальную часть?
Если мы говорим о живом общении, то, скорее всего нет. Любое наше поведение несёт определённую информацию, поэтому отгородиться от невербальных сообщений на практике вряд ли возможно.
Основные виды невербальной коммуникации
1. Лицо и глаза
Одни только глаза передают несколько типов сообщений. Взгляд на кого-то может сообщать о симпатии, или, например, указывает на отсутствие сочувствия или одобрения.
❗ Исследования показали, что посетители ресторанов дают более щедрые чаевые, когда обслуживающий персонал поддерживает с ними зрительный контакт.
2. Прикосновения
Проведённые эксперименты показывают, что респонденты лучше отзываются о собеседнике, если между ними существовал тактильный контакт (разумеется, соответствующий ситуации).
❗ Исследования показывают, что и мужчины, и женщины заказывают больше напитков в барах и ресторанах, когда к ним прикасается официант или официантка.
3. Проксемика и территориальность
Проксемика — это область социальной психологии, которая изучает, как люди используют окружающее их пространство в общении.
Размер этого пространства зависит от культуры, в которой мы выросли, от того, с кем мы ведём общение и от ситуации в целом.
Объём личного пространства — расстояние между нами и нашим собеседником — это точный невербальный сигнал наших чувств.
Можно выделить 4 типа межличностной дистанции:
- Интимная дистанция(0-45см). Соглашаясь на эту дистанцию, мы позволяем другому человеку войти в наше личное пространство и тем самым демонстрируем своё доверие.
- Личная дистанция(45-120см) — «вхождение» в зону личной дистанции часто воспринимается как сигнал, указывающий на то, что происходит нечто большее, чем просто разговор.
- Социальная дистанция(120 см — 3,5 м) — оптимальная дистанция, в которой мы находимся постоянно.
- Публичная дистанция(3,5 – 7,5 м) – человек, выбравший такую дистанцию, не заинтересован в диалоге.
4. Физическая привлекательность и одежда
Люди оценивают как женщин, так и мужчин, считающихся привлекательными, как более чувствительных, добрых, общительных, интересных и сильных.
Есть свидетельства того, что чем лучше мы знаем и любим кого-то, тем более привлекательными они кажутся нам физически.
❗ Студенты с привлекательной внешностью обычно оцениваются как более умные, дружелюбные по отношению к другим, пользующиеся большей симпатией.
5. Движения тела
Богатая жестикуляция может быть мерилом силы и статуса, она также положительно влияет на силу убеждения (интенсивные движения кистей рук, наклоны к собеседнику и т. д.)
Люди, которые активно, но при этом адекватно жестикулируют, кажутся более свободными, энергичными, добрыми и тёплыми, им приписывают энтузиазм, открытость и внимание к другим (в конкурентной среде богатая жестикуляция может восприниматься как агрессия). Менее экспрессивные люди воспринимаются как более хладнокровные, аналитические и логичные.
6. Голос
Темп речи, громкость голоса, высота тона и многое другое определяют, какое значение будет придаваться произносимым вами словам.
❗ Интересно, что люди с большей вероятностью выполнят просьбу говорящего, если его темп речи похож на их собственный.
7. Окружение
Физическая среда, архитектура и дизайн интерьера также влияют на коммуникацию — она лучше в интерьерах, оценённых как «приятные».
Люди, которые предпочитают работать в одиночестве, выбирают угловые места за одним из пустых прямоугольных столиков. Если кто-то уже сидит за столом, то человек, как правило, выбирает самое удалённое место.